- знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы с детьми 5-6 лет: - расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; - систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Задачи работы с детьми 6-7 лет: - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. Формы и методы работы с дошкольниками: - экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; - рассказы воспитателей и родителей; - непосредственно образовательная деятельность; - игры, праздники и развлечения; - самостоятельная художественно – творческая деятельность Алгоритм ознакомления с профессией. · Название профессии · Место работы · Материал для труда · Форменная одежда · Орудия труда · Трудовые действия · Личностные качества · Результат труда · Польза труда для общества. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Оснащение художественной литературой. Создание картотек. Использование наглядного материала. Подбор и изготовление дидактических игр. Использование видеоматериалов. Создание презентаций. Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Взаимодействие с социальными партнерами 1. Экскурсии в библиотеку. 2. Экскурсии в школу. 4. Экскурсия в магазин. 5. Экскурсия в больницу. 6. Встречи с интересными людьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Тема «Кто онас заботится в детском саду». «Медицинская сестра — Символ света и добра» Содержание работы СЕНТЯБРЬ Организация развивающей предметнопространственной среды по профориентации. Знакомство с трудом помощника воспитателя. Задачи: 1) Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующего инвентаря; 2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых. Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассматривание картинок и фотографий о труде. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Я теперь большая» (И.Демьянов). Сюжетно-ролевые игры с комплектом «столовая»; «умывальная комната». Дидактическая игра. «Найди ошибку». Аппликация «Поможем няне расставить тарелочки на стол». Рисование: «Фартучек для Кати». Трудовая деятельность «Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики - «Мытье мячей»). ОКТЯБРЬ Знакомство с профессией медицинской сестры. Задачи: 1.Развивать у детей наблюдательность. 2.Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. Экскурсия в кабинет медсестры. Наблюдение за трудом медицинской сестры. Рассматривание иллюстраций на тему: «Медицинский кабинет». Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть» (закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины). Чтение художественной литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И. Токмакова), «Детский сад» (О. Высоцкая). Сюжетно-ролевые игры с игровым комплектом игрушек «Медицинский кабинет». Дидактические игры: «Что нужно для работы медсестры», «Полезно - вредно». Лепка: «Полезные продукты: овощи и фрукты». Конструирование: «Построим больницу для зверей». Взаимодействие с семьями воспитанников Предложить родителям прочитать домадетям произведение К.Чуковского «Федорино горе».Побеседовать о необходимости содержания впорядке свои вещи и игрушки. Привлекать оказанию помощидома к посильной Пополнить уголок сюжетно-ролевых игр атрибутами для игры «Больница». НОЯБРЬ «Врач – служите ль медицин ы-победит любую хворь!» Знакомство с профессией врача. Задачи: 1.Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия. 2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями. Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов. Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова) Беседа: «Запомните, детки, таблетки - не Конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.) Лепка «Поможем доктору Айболиту, вылечить зверей». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Дидактические игры: «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), « Оденься на прогулку». Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой "Наш доктор", побеседовать по содержанию. Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры. ДЕКАБРЬ «С ней мы пели и плясали, с ней все праздни ки встречали» Знакомство с профессией музыкального руководителя. Задачи: 1.Знакомство с профессией музыкального руководителя. 2.Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве Наблюдение за работой музыкального руководителя во время музыкальных занятий; знакомство с музыкальными инструментами идр. атрибутами. Прослушивание музыки: «Пастухи играют на рожке», музыка К. Сорокина. Сюжетно-ролевая и г р а «Оркестр». Проведение пальчиковой игры «Мы играем». Рисование: «Музыкальный инструмент». Дидактические игры: «Узнай по голосу»,«Кто, на чем играет». Предложить поучаствовать Новогоднем празднике. Помочь оформлении музыкального утреннику. в зала к ЯНВАРЬ «Кто с утра у нас не спит, кто метёлкою скрипит ?» Знакомство с трудом дворника детскогосада. Задачи: 1.Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре. 2.Воспитывать желание помочь дворнику. 3.Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Наблюдение за работой дворника в детском саду. Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках орудия труда дворника. Трудовая деятельность: «Снежные дорожки» Чтение стихов из сборника «Детский сад». Сюжетно-ролевые игры «Дворник» с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты. Аппликация из готовых геометрических фигур: «Лопата», «Тележка», «Лестница» и т.д. Побеседовать с детьми о труде взрослых в семье. Рассмотретьсадовые инструменты. Физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок». Дидактические игры «Кому это надо?»,«Инструменты». ФЕВРАЛЬ «Ктонам Знакомство с профессией повар. варит Задачи: вкусныйсуп 1. Познакомить детей с помещением кухни, с из сотрудниками, которые там работают. картошки и из 2. Расширять представления об отдельныхтрудовых круп? процессах, орудиях труда. Экскурсия – путешествие на кухню детскогосада. «Кто нас кормит?». Наблюдение за работой повара. Рисование «Красивые тарелочки». Лепка «Угощение для кукол». Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола). Конструирование: «Построим столовую для зверей». Дидактические игры «Подбери посуду длякуклы», «Угостим нашу Катю». Сюжетно-ролевая игра «Кухня в моем доме» МАРТ «Работа Знакомство с профессией водитель. водителя Задачи: трудна и 1.Формировать представление о людях труда сложна, но – профессия водителя. как она 2. Дать представление детям о транспорте(грузовом, людям пассажирском) повсюду 3. Воспитывать интерес к труду водителя. нужна!..» Целевая прогулка к ближайшей автобусной остановке: наблюдение за работой водителя. Рассмотреть альбом «Транспорт». Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофёр»; А. Барто «Грузовик», «Самолёт построимсами». Инсценировка настольного театра кукол «Поезд отправляется в путь». Конструирование: «Гараж для машины». «Мы водители». Аппликация: «Разные машины едут по дороге». Подвижные игры «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы» АПРЕЛЬ «В Знакомство с профессией продавец. магазине Задачи: возлекасс, 1. Формировать представления о профессии продавца; продавец 2. Совершенствовать представления способах встречает нас» классификации предметов по типовым признакам; 3. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей. Дидактическая игра «Распредели и доставь товар в магазины». Сюжетно-ролевая игра « Магазин» Чтение художественной литературы: Н.Кнушевицкая «Продавец». Раскрашивание раскрасок «Профессии». Рисование: «Вспомни, что ты купил в магазине, Предложить родителям прочитать детям произведение С.Капутикяна "Машенька обедает", побеседовать по содержанию. Предложить родителям оформить кулинарную книгу «Книга витаминных рецептов». Подготовить атрибуты длясюжетноролевой игры «Шоферы» (выпилить из фанеры рули и покрасить их). Поговорить о правилах безопасного поведения на улице. Прочитать детям С.Михалков «Шла по улице машина», С.Маршак «Кораблик» Организация фотовыставки «Профессия родителей». моих и нарисуй».. Защитники Отечества МАЙ Знакомство с людьми военной профессии. Задачи: 1.Воспитывать уважение к защитникам Отечества. 2.Формировать представление о людях военной профессии. Рассмотреть книги с иллюстрациями на военную тему. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества». Ситуативный разговор «Солдат всегда должен быть опрятным». Чтение художественной литературы: Е. Дюк «Про дедушку», Т. Прокофьева «Папе», А. Барто «На заставе». Прослушивание песни. Ситуативный разговор «Солдатская каша». Сюжетноролевая игра «Наши защитники» (мальчики – солдаты, девочки — медсестра,повара). Игры с водой и песком «Солдатики строят мост через реку». Конструирование «Гараж для военных машин», «солдаты на параде». Итоговое мероприятие по выбору педагога. Рассматривание Иллюстраций военной тематики (солдатики, военные машины). Рассказать детям о службе в армии пап и дедушек. Оформить альбом «Стихи о профессиях». Средняя группа (от 4 до 5 лет) Тема Содержание работы Взаимодействие с семьями воспитанников СЕНТЯБРЬ Труд взрослых Организация развивающей предметно- пространственной в детском среды по профориентации. саду. Наблюдение за трудом сотрудников детского сада (педагог-психолог, кастелянша, музыкальный руководитель…) Цель: воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Беседы с сотрудниками. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду. Чтение Е. Яниковская «Я хожу в детский сад». Сюжетноролевая игра «Детский сад». ОКТЯБРЬ Труд повара Цель: продолжать в детском знакомить с трудом повара, с саду. профессиональными действиями: делает фарш с помощью мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи, готовит супы, каши. Экскурсия на кухню. Рассматривание иллюстраций о труде повара.Беседа «Что мы видели на кухне». Дидактические игры: «Что из чего приготовлено», «Что нужно чтобы приготовить…». Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Овощной магазин». НОЯБРЬ Работа врача Цель: Продолжать знакомить с трудом врача и медсестры и детского сада: прослушивают фонендоскопом, измеряют медсестры. температуру, рост,вес… Наблюдение за трудом медсестры. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением медицинских инструментов. Беседа «Что мы видели в медицинском кабинете». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Детский сад – медицинский кабинет». ДЕКАБРЬ Работа шофё Цель: уточнять представления о работе водителей, ра наобщес управляющих разными видамимашин. твенн ом Рассматривание иллюстраций о видах транспорта. Беседа: транс порте. «Кто привозит продукты в детский сад», «На чём мы ездим по городу». Чтение А. Барто «Грузовик». Дидактические игры «Лото», «На чём люди ездят». Сюжетно ролевые игры: «Транспорт». ЯНВАРЬ Предложить родителям побеседовать с детьми о труде портного, музыкального руководителя Предложить родителям привлекать детей дома к сервировке стола,давать поручения по кухне Предложить родителям при посещении поликлиники понаблюдать за работой врача и медицинской сестры Предложить родителям гуляя вместе с детьми понаблюдатьза общественным транспортом, уточнить о том, какие виды транспорта есть в нашем посёлке и городе Работа продавца Цель: продолжать знакомить с работой продавца– трудовые действия,последовательность, результат Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Что мы видели на витрине магазина», «Как работает продавец». Сюжетно - ролевая игра «Магазин». ФЕВРАЛЬ Наша Цель: знакомство с мужественными профессиями. армия, Воспитывать чувствоуважения к защитникам Родины. войны – Экскурсия к памятнику «Павшим героям». танкисты, Чтение: А.Жаров «Пограничник», К. Чичков лётчики, «Вечный огонь». моряки Дидактические игры: «Кому что надо дляработы», «Лото». Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Моряки». МАРТ Как трудятся Цель: продолжать знакомить с трудом мам дома и на наши работе. Воспитывать бережное отношение к результатам мамы дома и их труда. на работе. Беседы: «Наши мамы», «Мамина работа», «Как мы помогаем маме дома». Чтение: Г. Виеру «Мамин день», Е.Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки…». Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Праздник мам». АПРЕЛЬ Работа Цель: продолжать закреплять знания о труде музыкального музыкального руководителя и воспитателя руководителя по физкультуре. и Беседа о работе музыкального руководителя инструктора по и инструктора по физической культуре. физической Дидактическая игра: «Кому что нужно для культуре работы». Сюжетно- ролевая игра: «Детский сад» МАЙ Аптека Цель: знакомство с работниками аптеки. Экскурсия в аптеку Итоговое мероприятие по выбору педагога. Побеседовать с детьми о труде продавца. Рассмотреть как раскладывают товар в магазине. Привлечение родителей Празднику 23 февраля к Привлечение к участию в праздновании 8марта Предложить принять участие в выставке рисунков «Если хочешь быть здоров» Предложить родителям при посещении аптеки понаблюдать с детьми в каком порядке разложены лекарственные препараты в аптеке Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) Тема Содержание работы Учитель Взаимодействие ссемьями воспитанников Сентябрь Организация развивающей предметно- Консультация для пространственной средыпо профориентации. родителей «Будущий Цель: сформировать представление о школе, познакомить с первоклассник» профессией учитель Экскурсия в школу Сюжетно – ролевая игра: «Школа» Познакомить детей со школьными принадлежностями. Организация «Уголка школьника в группе» ОКТЯБРЬ \\ Коллекционер Проект « Коллекционирование – этоинтересно» Цель: развитие познавательныхвозможностей детей. Приглашение в гости к детямколлекционера. Сбор коллекций фантиков,календарей, магнитов. Продуктивная деятельность: изготовление поделок из фантиков, открыток, овощей. Привлечение родителей к сборуколлекций фантиков, календарей, магнитов. НОЯБРЬ «Хранитель многих знаний» (профессиябиблиотекарь) Беседа: «Хранитель многих знаний»; Трудовая деятельность: «Реставраторы или Больница для книг» (восстановление и ремонт книг); Продуктивная деятельность: рисование «Герой моей любимой книги»; Сюжетно ролевая игра: «Библиотека», «Ученые», «Книжный магазин»; Экскурсия в библиотеку: «Дом, где живут книги». Цель: Познакомить с профессиями библиотекарь, библиограф. Дети узнают: Что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки; Чем занимаются работники библиотеки: устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники, записывают детей в библиотеку. Словарь: формуляр, конторка, фонд, каталог, хранилище. Привлечение родителей совместному изготовлению книжек-малышек по интересам запросам детей. к и Декабрь Познавательный проект «Укротители огня» (профессияпожарный) Беседа: «Укротители огня»; Продуктивная деятельность: рисование «Спички - детям не игрушка!» (запрещающие ипредупреждающие знаки) Сюжетно – ролевая игра: «Пожарные»; Игра - инсценировка «Кошкин дом»; Экскурсия в пожарную часть Цель: продолжать знакомить детей со спецслужбами города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; Познакомить детей с профессией пожарный, специальными машинами, чем опасна, трудна и полезна работа пожарного. Дети узнают: Пожарная служба есть в каждом городе, каждом населенном пункте нашей страны. Для того чтобы приехали пожарные, нужно позвонить по телефону 01, сказать, кто звонит, что случилось и назвать адрес. Словарь: пожарная машина, каска, тревога, диспетчер, защитная экипировка, сирена. ЯНВАРЬ «Кто стучится в Беседа: «Кто стучится в дверь ко мне с дверь ко мне?» толстой сумкой на ремне?»; (профессияПродуктивная деятельность: «Письма для почтальон) любимых мам» (декорирование почтовых конвертов, изготовление открыток с использованиемнетрадиционных техник и материалов) С/р игра: «Почта», «Почтальоны», Экскурсия на почту «Это он, это он – почтальон» Цель: Познакомить детей с профессией почтальона – это не очень сложная, но очень полезная, нужная профессия. Почтальон ходит от дома к дому с большой сумкой. Почту вовремя принесет, отдаст в «нужные» руки и адрес не перепутает. Много книг и журналов почтальоны развозят и разносят по домам, по библиотекам. Так же почта перевозит и рассылает множество бандеролей и почтовых грузов Словарь: сумка, газеты, письма, почтовый ящик, журналы, бандероль Привлечение родителей к участию в выставке тематических рисунков «Пусть знает каждыйгражданин пожарный номер 01» Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании». ФЕВРАЛЬ Профессии наших родителей Квест - игра «Город Мастеров» Цель: дать возможность детям попробовать свои силы и оказаться вроли различных мастеров (повара, медицинской сестры, кастелянши) Продуктивная деятельность: приготовление конопе. Трудовая деятельность: пришивание пуговицы, наложение повязки. Привлечение родителей участию в конкурсе рисунков «Профессии моих родителей» к МАРТ Знакомство с Цель: формирование представления трудом людей детей о цирковых профессиях – жонглёр, творческих клоун, дрессировщик. профессий - Беседа о цирке, цирковых артистах- Юрии цирковой Никулине, Олеге Попове. артист Чтение художественной литературы: В. Драгунский «Девочка на шаре», Э.Успенский «Школа клоунов», А. Барто «Цирк» Привлечение родителей оформлению фотовыставки «Поход в цирк» к АПРЕЛЬ Космонавт Цель: познакомить с профессией космонавта -Беседа о мире космоса. -Сюжетно- ролевая игра “Полет налуну”, -Развлекательный досуг“Космодром”. Привлечение родителей совместной выставке о космосе МАЙ «Есть такая профессия Родину защищать» (профессия – военнослужа щий) Беседа: «Есть такая профессия - Привлечение родителей к Родину защищать»; парадупамяти С/р игра: «Шли солдаты на парад», «Бессмертныйполк». «Летчики», «На границе», «Госпиталь» Продуктивная деятельность: Рисование с использованием нетрадиционных техник «Военнаятехника» Конкурс чтецов: «..и на глазах блеснут скупые слезы У седых израненных солдат…» Цель: Продолжать знакомить детей с общественными учреждениями города, их назначением; расширять знания о профессии «военный»; Познакомить детей с тем, что в школах создают различные музеи. Дети узнают: что есть различные рода войск, у каждого военнослужащего есть звание; что за особые заслуги военных награждают медалями, орденами и другими знаками отличия; «Музей боевой славы» - память о людях, воевавших в ВОВ. Мы должны помнить и к чтить память погибших; Словарь: рода войск, служба, устав, казарма, звание, офицер, подвиг. Итоговое мероприятие по выбору педагога. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ № п/п 1. 2. 3. 4. Содержание работы Сроки Ответственные I.Организационно-методическая работа. Разработка и утверждение плана профориентационной работы май 2022 Администрация ДОУ образовательного учреждения на учебный год Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с Старший воспитатель, педагогами, заседания творческих В течение учебного педагоги групп, по обучению формам и года методам профориентационной работы с воспитанниками Книжные выставки и проведение В течение учебного обзоров литературы «Путешествие Старший воспитатель года в мир профессий» Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, В течение учебного Старший воспитатель, справочной литературы по года педагоги профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста II. Работа с педагогическими кадрами 1. 2. 3. 4. Проведение бесед, консультаций о значимости и необходимости работы профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста Подготовка и проведение открытых показов НОД по трудовому воспитанию дошкольников Семинары «Профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия)» «Профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)», «Сюжетноролевая игра и профессии», «Методы формирования трудовых навыков», «Роль родителей в выборе профессии», «Формы и методы профориентационной работы с воспитанниками», и др. Накопление дидактического и наглядного материала по теме Сентябрь Старший воспитатель Декабрь 2022, март 2023 Воспитатели групп В течение года Старший воспитатель В течение года Воспитатели