Учебный план 2022-2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка.
1.1. Нормативные основания составления учебного плана
1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана организованной
образовательной деятельности.
2.

Структура учебного плана
2.1. Непосредственно образовательная деятельность
2.2. Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
2.3. Самостоятельная деятельность детей
2.4. Оздоровительная работа
2.5. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

1.

Пояснительная записка
2

Нормативные основания составления учебного плана образовательной
деятельности
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 19 «Ракета» (далее ДОУ) на 2022-2023 учебный год составлен в
соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся"
 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования"
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
 Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного
образования"
 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(Зарегистрировано
в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
 Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена
решением ФУМО по общему образованию, протокол от 20.05. 2015г. № 2/15)
 Устав МАДОУ №19 «Ракета»;
 Основная образовательная программа МАДОУ №19 «Ракета».
1.1.

1.2.

Программно-целевые основания
3

Учебный план ориентирован на: всестороннее развитие воспитанников;
индивидуализацию маршрута развития ребенка, обеспечение оптимальной для ребенка
нагрузки и охрану его здоровья; обеспечение преемственности дошкольного и начального
школьного образования
Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности
являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.
Реализация ФГОС ДО в ДОУ.
Содержание учебного плана включает в себя совокупность 5 образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие,
реализуемых в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности
взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, и
обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и
др.).
4

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).









Учебный план предусматривает интеграцию образовательных областей.
Принципы, которые учитывались при составлении учебного плана:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Задачи обязательной части:
 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства;
 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
 обеспечение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
 формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
 формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей1.

5



Обеспечение коррекции нарушений развития детей с речевыми нарушениями, оказание
им квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений, поставлены на
основе анализа анкетирования родителей (законных представителей), специфики
национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность, сложившиеся традиции в МАДОУ №19 «Ракета»:


воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, родному
краю, семье;
 взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития
воспитанников;
 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников).
ЧФУ ОО интегрирована в обязательную часть основной образовательной программы ДОУ.
Виды организации жизнедеятельности детей в ДОУ представлены в соответствии
с обязательной частью программы:
Форма организации
Вид деятельности
Образовательная
Познавательно-исследовательская
деятельность
Наблюдение
Рассуждение
Экспериментирование
Игра, самообслуживание, элементарный бытовой труд, общение
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная: рисование, лепка, аппликация, рукоделие,
конструирование
Музыкальная деятельность: слушание, исполнение на
музыкальных инструментах, танец, пение.
Двигательная (физическая культура в помещении)
Двигательная (Физическая культура на прогулке)
Образовательная
Утренняя гимнастика
деятельность в ходе
Комплексы закаливающих процедур
режимных моментов
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
Чтение художественной литературы
Дежурства
Прогулка
Самостоятельная
Самостоятельная игра в группе
деятельность детей
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития
Самостоятельная игра на прогулочном участке детского сада

 Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
• Объем недельной образовательной нагрузки и режим дня определяются в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и утверждаются приказом заведующего ДОУ.
6

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная
деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю (игровая, музыкальная
деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается
осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую
половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную
деятельность
осуществляют
на
участке
во
время
прогулки.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для
детей 3 года жизни – не более 10 минут;
детей 4-го года жизни - не более 15 минут;
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут;
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут;
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине
дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в
старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени,
отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10
минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми может осуществляться во
второй половине дня после дневного сна, исходя из условий ДОУ и согласно режиму дня,
но не чаще 2х раз в неделю. В середине непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводится физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и
эстетического цикла занимает в образовательной деятельности не менее 50% общего
времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие
мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых
возможностей детей и сезона года.
Объем коррекционной помощи детям (занятия с логопедом и психологом)
регламентируется расписанием занятий (НОД) (логопедическая помощь), а также
индивидуально, в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня и в
дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики
утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на
физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
В теплое время года проводится работа по оздоровлению детей, утренняя
гимнастика, физкультурные занятия, праздники и развлечения проводятся на улице во
время прогулки.
Общественно-полезный труд детей средней, старшей и подготовительной групп
проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда
(сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за
растениями) и труда на природе. Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
С детьми раннего возраста НОД по физическому развитию осуществляют с
группой детей и по подгруппам 2-3 раза в неделю в групповом помещении.
НОД по физическому развитию детей в возрасте от 3 лет до 7 лет организуется не
менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей. 2 занятия проводятся в
зале, третье физкультурное проводится 1 раз в неделю на улице (независимо от времени
года, но с учетом погодных условий). НОД проводят только при отсутствии у детей
медицинских противопоказаний.
7

МАДОУ №19 осуществляет помощь детям, имеющим речевые нарушения, в
условиях логопедического пункта в соответствии с «Адаптированной основной
образовательной программой для детей с ТНР».
Учитель-логопед осуществляет
проведение индивидуальной коррекционной логопедической работы. Подгрупповая
коррекционная НОД организуется со всеми воспитанниками группы по календарнотематическому плану учителя-логопеда, согласно регламенту коррекционной НОД
группы. На индивидуальную коррекционную логопедическую работу
на одного
воспитанника отводится не менее 15-20 минут 2-3 раза в неделю. На индивидуальноподгрупповую коррекционную логопедическую работу подбираются воспитанники со
сходными речевыми нарушениями.
Педагог-психолог и учитель-дефектолог организуют индивидуальные и групповые
занятия по адаптированной программе. Коррекционно-развивающие занятия педагогапсихолога и учителя-дефектолога не входят в учебный план, так как коррекционная
группа формируется на основе проведённой диагностики и по запросам педагогов и
родителей воспитанников групп. Количество занятий и состав групп определяется по
потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально и выводятся за
пределы учебного план.
При проведении физкультурных и музыкальных занятий учитываются
особенности детей с ТНР. На выходные дни родителям выдается индивидуальная тетрадь
ребенка с заданиями. Еженедельно проводится консультация для родителей. В целях
осуществления психолого- педагогического сопровождения детей детей-инвалидов
реализуется индивидуальная программа реабилитации.

8

2. Структура учебного плана
Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным
планом, календарным учебным графиком и годовым планом деятельности ДОУ.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, отражающей приоритетные направления
деятельности,
специфику
социально-экономических,
национально-культурных,
демографических, климатических условий, особенности контингента воспитанников,
запросы родителей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет более
полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, условий ДОУ в
которых осуществляется образовательный процесс, включает в себя, в том числе, занятия
по дополнительным парциальным программам.
Объем базовой части программы составляет не менее 60% времени, необходимого
для реализации программы, части, формируемой участниками образовательных
отношений - не более 40% общего объема программы.
В ДОУ функционирует 6 возрастных групп:
Возрастная группа /название
1 младшая группа «Капельки»
2 младшая группа «Лучики»
Средняя группа «Солнышко»
Старшая группа «Радуга»
Старшая группа «Комета»
Подготовительная группа «Звёздочки»

возраст
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
5-6 лет
6-7 лет

9

2.1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
Возрастная группа

2-3г.
1 мл. гр.

3-4г.
4-5г.
2 мл. гр.
Средняя гр.
Основное образование
Обязательная часть
неделя
год
неделя год

5-6г.
Старшая гр.

6-7г.
Подготовит. гр.

Образовательная
область

Виды деятельности

неделя

год

Физическое развитие

Физическая культура
в помещении
Физическая культура
на улице
ФЦКМ
Расширение
кругозора
(предметное и
социальное
окружение)
ФЭМП

3

99

2

74

2

0

0

1

37

0,5

16,5

1

0,5

16,5

1

Познавательноисследовательская и
продуктивная
(конструктивномодельная)
деятельность
Развитие речи

В ходе различных видов деятельности через интеграцию с другими образовательными областями

1

33

1

37

1

37

2

74

2

74

Лепка

1

33

0,5

18,5

0,5

18,5

1

37

1

37

Аппликация

-

-

0,5

18,5

0,5

18,5

1

37

1

37

6

198

7

259

6,5

240,5

8,5

314,5

10

370

Познавательное
развитие

Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие

Всего
образовательных ситуаций
по обязательной части

Фактическая нагрузка обязательной
части программы %

66,6%

неделя

год

неделя

год

74

2

74

2

74

1

37

1

37

1

37

37

0,5

18,5

0,5

18,5

1

37

37

1

37

1

37

2

74

70%

65%

65,3%

62,5%

в
в год
неделю

ЧФУ
в
в год
неделю

в
в год
неделю

в
неделю

в год

в
в год
неделю

2

66

2

74

2

74

2

74

2

74

1

33

1

37

1

37

2

74

2

74

-

-

-

-

0,5

18,5

0,5

18,5

1

37

-

-

-

-

-

-

-

-

1

37

Всего образовательных ситуаций
по ЧФУ
Фактическая нагрузка ЧФУ ОО части
программы %
ИТОГО НОД с учетом ЧФУ в неделю
Объем времени недельной
образовательной нагрузки (минут)

3

99

3

111

129,5

4,5

166,5

6

222

Длительность занятий
В день

8-10 мин
Не более 15 мин.
Не более 20 мин.
20 мин
30 мин
40 мин
Красным цветов выделен объем ЧФУ ОО

Художественноэстетическое
развитие

Познавательное
развитие

И. Новоскольцева,
И. Каплунова
«Ладушки»
Музыкальная
деятельность
И.А. Лыкова
«Цветные ладошки»
Рисование
С.Н. Николаева
«Юный эколог»
Ознакомление с
миром природы
Н.В.Нищева
«Обучение грамоте
детей дошкольного
возраста»

33,4%
9
90

297

3,5

30%
10
150

370

35%
10
200

370

30,8%
13
285

481

Не более 25 мин.
45 мин

37,5%
16
480

592

Не более 30 мин.
90 мин

Примечание.
Социально-коммуникативное
развитие,
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность, осуществляются ежедневно в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
11

2.2. Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Периодичность
Базовый вид деятельности
3-4 года
2-3 года
4-5 лет
5-6 лет
Чтение художественной
литературы
Познавательноисследовательская
деятельность
Конструктивно-модельная
деятельность
Игровая деятельность
Развивающее общение при
проведении режимных
моментов
Приобщение к доступной
трудовой деятельности
Развивающее общение на
прогулке

6-7 лет

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

2.3. Самостоятельная деятельность детей
Базовый вид деятельности

Периодичность
2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Самостоятельная игра в
группе

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная игра на
участке детского сада

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная
деятельность детей в
центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

2.4. Оздоровительная работа
Базовый вид деятельности

Периодичность
2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих
процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

2.5. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Комплексы закаливающих
процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная
деятельность детей в центрах
(уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулка

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при
проведении режимных
моментов
Чтение художественной
литературы

ежедневно

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».