Программа адаптации мигрантов.pdf

№ п/п
1
2

Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стр.
3
4

Цель и задачи программы

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

8

3.1.

Основные направления деятельности.

8

3.2.

Содержание работы по направлениям деятельности

9

3.3.

Механизм реализации программы

14

4.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

15

5

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

17

6

РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

17

7

ЛИТЕРАТУРА

18

Приложения

19

2.1.
3

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название
программы

Комплексная программа образовательно-языковой
адаптации семей и детей мигрантов

Разработчики
программы

Заведующий Урунова С.Ю.
Старший воспитатель Чебунина Л.Л.

Целевые группы

- дети-мигранты, не владеющие или плохо
владеющие русским языком;
-дети из семей мигрантов, имеющих проблемы в
социальной и культурной адаптации.

Цель программы

Создание условий, содействующих социальной
адаптации детей-мигрантов к системе образования и
в целом к жизни, их интеграции в в другой языковой
среде.

Направленность

Социально-педагогическая

Сроки и условия
реализации
программы

Наличие данного контингента детей

Исполнители
программы

Административный и педагогический коллектив
МАДОУ № 19 «Ракета»

Уровень реализации
программы

Дошкольное образование.

Ожидаемые
результаты
реализации
программы

1.Создание равных образовательных возможностей
для детей-мигрантов в освоении Государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования посредством понижения языкового
барьера участников коммуникативного процесса
(ребенок мигрант – ребенок, носитель русского
языка), снятие психологических проблем, развитие
поликультурного пространства МАДОУ
2. Дети, не владеющие или плохо владеющих
русским языком, освоят ООП ДОУ

3

2. Пояснительная записка
В современном мире более значимо усиливаются процессы миграции
населения. Люди покидают свои страны в связи неблагоприятной
экономической обстановкой, массовой безработицей, с появлением так
называемых «горячих точек» и т. д. Резкое изменение привычных условий к
жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные
культуры, традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенкадошкольника из семьи мигрантов. Такие дети проходят через особую
разновидность адаптации как приспособление к чему-то новому- через
межкультурную адаптацию. Поэтому важнейшим направлением работы
МАДОУ № 19 «Ракета» (далее ДОУ) является ознакомление и русских, и
представителей иных этноязыковых групп со всем разнообразием возможных
вариантов жизненного уклада, встречающихся в России, воспитание
толерантности, любознательности, а также развитие различных форм
сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным
ценностям. Без знания того, что происходит в окружении, у детей (да и у
взрослых тоже) воспитывается страх и недоверие, агрессивность, нежелание
вникать в проблемы того, кто выглядит иначе и говорит на ином языке.
По мнению исследователей, социализация ребенка из семьи мигрантов
представляет собой процесс освоения личностью норм и ценностей новой для
ребенка культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитания
доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях с взрослыми и
детьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только
приспособлением к новой социальной среде, а предполагает педагогическую
помощь и поддержку ребенка в творческой социализации.
Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами
как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на
позитивную идентичность ребенка со своим этносом
Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации
ребенка-дошкольника. И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и
сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают
жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном
взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит
формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности
ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально
значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, построенное на
основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников,
обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.
Основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность
педагогов и педагогическая культура родителей в организации
адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее
эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию
соответствующей
педагогической
технологии
взаимодействия.
Социальная адаптация детей дошкольного возраста представляет собой
4

комплексный феномен, связанный с интеграцией ребенка в новую
социальную среду, освоением ребенком новых для него социальных
ценностей и социального опыта. На территории Российской Федерации
государственным языком общения является русский. Для большинства
детей-мигрантов русский язык не является родным.
Продолжительность
адаптации
ребенка
в
поликультурное
образовательное пространство зависит от внутренних факторов, к которым
относятся индивидуальные особенности: самооценка, экстравертность,
интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль,
смелость и настойчивость, и внешних факторов: особенности культуры,
условия, сложившиеся в стране пребывания: насколько доброжелательны
местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними.
В связи с этим необходима разработка комплекса психологопедагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие
детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание
условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению
личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к
коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и
взаимопонимания.
Т.О. конечной целью такой адаптации являются эмоциональное
благополучие
в
группе
сверстников,
установление
дружеских
взаимоотношений и толерантность.
2.1. Цель и задачи
Цель:
создание
благоприятной
педагогической,
социально
–
психологической, и культурной среды, позволяющей ребёнку из семьи
мигрантов успешно адаптироваться к новой ситуации обучения, и в
дальнейшем успешно развиваться в системе дошкольных отношений.
Задачи:
- Формирование культурной компетентности воспитанников.
- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения
общаться с представителями разных культур.
- Воспитание толерантного сознания воспитанников ДОУ.
- Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
- Формирование навыков индивидуальной, парной и коллективной
работы;
- Обучение элементарным приёмам обратной связи;
- Создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе;
- Обеспечение коррекции развития личности (при наличии проблемы);
- Консультирование родителей, детей, педагогов.
Ожидаемые результаты:
1. Создание равных образовательных возможностей для детей-мигрантов
в
освоении
Государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования посредством понижения языкового барьера
5

участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок,
носитель русского языка), снятие психологических проблем, развитие
поликультурного пространства ДОУ.
2. Педагоги и родители в большей степени удовлетворены отношениями
с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки позволяют
эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.
3. У воспитанников в меньшей степени проявляются отклонения в
поведении и обучении. Педагоги и родители в большей степени
удовлетворены отношениями с детьми и их сверстниками, а
приобретенные навыки позволяют эффективно общаться и справляться
с возникающими проблемами.
В основу программы положены следующие принципы и положения:
ведущими факторами образовательной среды, влияющими на
процесс социокультурной адаптации детей, являются: личностная
направленность процесса образования, создание отношений уважения и
благоприятного психологического климата в группе;
современное общество нуждается в нахождении путей диалога с
группами, входящими в его состав, независимо от этнической,
конфессиональной или иной культурной принадлежности, в связи с этим при
создании условий успешной адаптации детей мигрантов в детском саду
возникает необходимость нахождения путей сотрудничества со всеми
субъектами образовательного процесса;
адаптация не носит однонаправленный характер, под
«адаптацией» также понимается формирование установки на позитивное
восприятие и понимание иных культур, следовательно, обе стороны – и
принимающая и входящая в состав - испытывают на себе изменения,
связанные со сменой окружения.
Оценивание результатов работы:
-метод анкетирования;
- метод опроса;
- метод наблюдения.
Практическая значимость программы:
Программа представляет практическую разработку занятий в виде
практических заданий по заданной теме, направленных на раскрытие
внутреннего потенциала личности, активизацию собственных ресурсов по
решению проблем.
Методы работы:
- беседа;
- ролевая игра;
- упражнения по межличностной коммуникации;
6

- дыхательные и двигательные упражнения;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Формы работы: индивидуальная, в парах, подгрупповая, групповая
Виды взаимодействия:
- цикл занятий с педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы
«проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы
поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и
самозащиты;
- мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми
мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни:
беседы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной
информации (стенгазеты, коллажи и др.);
- совместная работа с родителями и специалистами компетентных
организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами),
заинтересованными в адаптации ребенка.
Программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов ДОУ
разработана в соответствии с:
- Международной Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» ФЗ- №273 от 29.12.12;
- Федеральным законом «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ
(последняя редакция);
- Концепцией государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012г);
- Нормативные правовые акты государственных органов и органов местного
самоуправления субъектов РФ (Письмо МОПО СО от 30.01.2019 № 02-0180/856).

-

7

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Основные направления деятельности.
Организация работы с детьми – мигрантами и их семьями организуется по
следующим направлениям:
1.
Социальное –педагогическое направление - включает в себя
консультирование; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной
помощи; социальная диагностика; выявление лиц с девиантным поведением
из числа мигрантов и асоциальных семей, а также профилактика девиантного
поведения; помощь воспитанникам из числа мигрантов в укреплении
физического и психического здоровья через различные формы работы;
вовлечение воспитанников из числа мигрантов в различные виды социальнозначимой деятельности и создание ситуации успеха в ней; ведение учета
семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование
жилищно-бытовых условий проживания семьи; проведение бесед, встреч с
работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам адаптации
воспитанников их числа мигрантов и семей-мигрантов.
2.
Информационное направление - информирование о деятельности
социальных служб; сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих
мигрантов) и ее систематизация.
3.
Правовое направление: защита прав детей; предоставление
информации об их правах и обязанностях.
4.
Психологическое
направление:
психологическое
консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной
адаптации; психологическая диагностика развития детей.
5.
Социально-педагогическое
направление:
проведение
консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей; педагогическая работа
с детьми; специализированная (коррекционная) социально-педагогическая
помощь нуждающимся в ней детям, имеющим проблемы в обучении.
6.
Лингвистическая адаптация.

8

3.2.

Содержание работы по направлениям деятельности

Формы работы
Опрос,
анкетирование,
наблюдение,
диагностика.

Досуговые
мероприятия

Создание банка
данных по семьям
воспитанников

Наблюдение,
консультирование

Содержание работы
1. Социальное направление

Ответственные

1. Выявление семей – мигрантов.
2. Создание
банка
данных
по
семьям Администрация
воспитанников
Старший
3. Выявление лиц с девиантным поведением из воспитатель
числа мигрантов
Воспитатели,
4. Комплексное анкетирование родителей по Специалисты
выявлению потребностей в образовательных и
ДОУ
оздоровительных услугах для воспитанников
ДОУ.
5. Выявление уровня родительских требований к
дошкольному образованию детей.
6. Дни открытых дверей
7. Выявление
степени
удовлетворенности
родителей образовательными услугами ДОУ.
1.
Детские праздники, театрализованные
Старший
представления, конкурсы, викторины, выставки
воспитатель;
(согласно годовому плану).
Воспитатели;
2.
Совместные праздники детей и взрослых в
специалисты
группах.
ДОУ
3.
Конкурс рисунков семейного творчества.
4.
Спортивные праздники.

2. Информационное
направление
1. Обеспечение ежедневного информирования
Старший
родителей о жизни ребенка в образовательном воспитатель;
учреждении, а также передачу каждому из Воспитатели;
родителей позитивной
Специалисты
информации о его ребенке.
ДОУ
2.Оформление информационного стенда для
работы с социумом детского сада.
3. Выпуск информационных газет и буклетов о
жизни детского сада.
4.Информационные стенды в группах.
5.
Информационные
письма
и
памятки
специалистов «Учим и воспитываем вместе» (по
заявленной тематике).
6. Размещение информации по теме на
официальном сайте ДОУ
3. Правовое направление
1. Соблюдение защиты прав детей в
Администрация
образовательном
Педагогии ДОУ
учреждении и семье.
3. Правовой лекторий по запросу родителей,
педагогов

9

4. Психологическое направление
Консультирование.
Обработка
результатов
исследований.

Стендовое
консультирование

Индивидуальная
работа

Совместная
деятельность
родителей и детей

1. Определение
социального
статуса
и Администрация
микроклимата семьи: анкеты для воспитателей и
Педагогии ДОУ
родителей, беседы с детьми, изучение рисунков
по теме «Моя семья».
2.Определение «проблемных зон» развития
ребенка и пути их решения.
3.
Повышение психологической культуры
взаимодействия всех участников педагогического
процесса педагогов, родителей, детей.
4. Совершенствование стиля общения с
родителями, принятого в образовательном
учреждении.
5. Интервьюирование родителей: «Способности
вашего ребенка».
6. Индивидуальная работа с детьми.
7. Занятия с участием родителей.
5. Социально-педагогическое направление
1.
«Родителям о питании в детском саду».
Педагоги,
2.
Изучение
аспектов
педагогической специалисты
культуры родителей по вопросам общения со
ДОУ
сверстниками в детском коллективе.
3.
Размещение рекомендаций в родительских
уголках:
«Развивайте способности ваших детей».
4.
Блок, пропагандирующий здоровый образ
жизни «Если хочешь быть здоров»
5.
Тематические выставки.
1.Создание благоприятного психологического
климата в группе.
2. Реализация образовательной программы с
учетом «проблемных зон» развития и отражение в
индивидуальном маршруте сопровождения.
3. Подведение итогов освоения программы
возрастной группы.
1.Индивидуальные проекты для совместного
выполнения родителями и детьми (семейные
традиции, увлечения, праздники, презентация
семейных династий).
2.Групповые досуговые мероприятия с участием
родителей. - «Моя семья»
2.
«Гость
группы» (совместные
игры,
интересные
дела,
познавательные
беседы,
творческие встречи с родителями).
3.
Участие в организации выставок.
4.
Участие в конкурсе рисунков и поделок.

воспитатели

Педагоги,
специалисты
ДОУ

10

Родительские
собрания.

Взаимодействие с
родительской
общественностью

Творческая
лаборатория

Коррекционная
деятельность

5.
Организация
семейных
конкурсов,
проведение
совместных мероприятий, создание тематических
фотоальбомов и т.д..
1.
Знакомство родителей с целями и задачами Администрация
Педагоги
работы на учебный год.
2.
«Круглый стол» по обсуждении проблем Специалисты
ДОУ
формирования у детей культуры общения и
здоровья.
3.
Итоговая презентация по результатам
достижений и успехов детей.
.1. Организация и помощь в проведении Администрация
мероприятий (экскурсий, походов, развлечений и
Педагоги
праздников).
Специалисты
2. Участие в субботниках, планирование
ДОУ
содержания общения с каждой семьей,
сочетание индивидуальных и групповых форм
работы.
1.Совместная деятельность педагогов и родителей
Старший
для выработки комплексных
воспитатель
решений
по
возникающим
вопросам.
Педагоги
2.Результативность
воспитательно
- Специалисты
образовательной работы за прошедший период и
ДОУ
готовность детей к школьному обучению.
3.Установление
требования
всестороннего
обсуждения и коллегиальной выработки
конструктивных предложений в проблемных
ситуациях.
4.Организация работы консультационного центра
по запросам родителей.
5.Консультационная помощь специалистов по
заявленным проблемам, беседы.
6.
Лингвистическая адаптация

1. Взаимодействие с семьей ребенка
2. Индивидуальные и подгрупповые занятия

Администрация
Учительлогопед
Воспитатели

Усвоение второго неродного языка у детей - мигрантов успешнее
происходит за счет богатой речевой практики в процессе ситуаций общения с
носителями языка. Обучение предусматривает в качестве обязательного
компонента - формирование полноценной социализации ребенка –билингва.
Следует обеспечить такой уровень овладения неродным русским
языком, чтобы он был достаточен для усвоения программного материала и
успешной интеграции в новую социокультурную среду.
Лингвистической причиной проблем усвоения и использования разных
языковых систем при билингвизме являются затруднения, связанные с
11

переносом лингвистических навыков из одного языка в другой и
специфические нарушения процессов декодирования языковых средств на
этапе внутренней речи. В некоторых случаях решающую роль играет
уподобление системе языка и подражание родителям, которые не
контролируют языковые нормы в собственной речи и в речи детей. Как
правило, даже при отсутствии логопедических и дефектологических проблем
у ребенка сохраняется специфический акцент и характерные особенности
взаимовлияния двух языков, например, так называемая межъязыковая
интерференция.
Однако наиболее выраженные проблемы в обучении испытывают дети
с билингвизмом, имеющие органическую и функциональную патологию
формирования языковых систем. При этом нарушение речи может носить
сложный характер, включающий проявление заикания, ринолалии, алалии и
дизартрии.
В любом случае для большинства детей с билингвизмом характерно
нарушение всех структурных компонентов речи разной степени
выраженности.
В связи с этим важным является проведение диагностического
обследования для выявления причин затруднений в обучении ребенка с
билингвизмом, а также предварительная работа с его семьей. Специалистам
необходимо выяснить у родителей особенности родного языка ребенка,
обобщить, какие варианты звучания фонем и какие грамматические формы,
не нормативные для русского языка, являются нормой в родном языке
ребенка с билингвизмом (например, фонемы или формы согласования,
которые в языке отсутствуют, типичный порядок следования слов в
предложениях и т.п.), определить специфику лексического материала.
Особое внимание уделяется подбору наглядного и речевого материала.
Инструментарий должен быть представлен на двух языках, имеющихся у
ребенка.
Родители могут оказать помощь при оформлении речевого материла на
родном языке.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским
(неродным) языком, строится на коммуникативном методе обучения,
предполагает раннюю интеграцию ребенка в среду русскоговорящих детей и
систематическую коррекцию всех неполноценных компонентов языка.
С этой целью реализуются 4 группы коррекционных задач в
соответствии с содержанием программ для детей с ФФН и ОНР в работе с
дошкольниками - билингвами, а именно:
В области формирования звуковой стороны речи: сформировать
правильное произношение всех звуков русского языка в разных позициях;
обеспечить овладение основными смыслоразличительными признаками
фонем (твердостью, мягкостью, глухостью, звонкостью согласных,
признаками гласных звуков); сформировать правильную артикуляцию
звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка; развивать
навык различения на слух усвоенных в произношении звуков и подготовить к
12

элементарному звуковому анализу русских слов; обучить интонационным
навыкам русской речи в различных типах высказываний.
В области лексики русского языка: обеспечить постепенное
овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом
импрессивной и экспрессивной речи; активизировать употребление новых
слов в различных синтаксических конструкциях.
В области грамматики: учить понимать речевые высказывания разной
грамматической структуры; воспитывать у детей чуткость к грамматической
правильности своей речи на русском языке; формировать практическое
представление о грамматическом роде существительных; учить обозначать
множественность предметов, используя окончания существительных;
научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
учить выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного
наклонения глагола; учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в
сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
активизировать навыки правильного грамматического оформления
высказываний на русском языке в играх и игровых ситуациях; закреплять
грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их
на новом лексическом материале; добиваться формирования навыков
грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что
грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно
отражает ситуацию; проверять устойчивость усвоенных грамматических
навыков на новом лексическом материале и в новых ситуациях.
В области связной речи: учить самостоятельно строить фразы
различной конструкции для описания различных ситуаций; формировать
способы построения коммуникативных высказываний (просьба, описание,
отрицание и т. д.); развивать диалогическую речь детей на русском языке;
создавать условия для максимального использования самостоятельной,
неподготовленной связной речи детей на русском языке; создавать
положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
В старшей и подготовительной группе для детей с нарушениями речи
ведѐтся работа по подготовке и овладению элементарными навыками письма
и чтения. Новый звук связывается с графическим изображением буквы,
сравнивается, какие звуки обозначают изученные буквы в родном и русском
языках, чем отличаются.
На первом этапе логопедическая работа проводится в большей степени
на индивидуальных занятиях, однако словарный материал и грамматические
конструкции должны соответствовать тем, которые будут использованы в
дальнейшем или уже используются на фронтальных и подгрупповых
занятиях.
Необходимым условием успешной логопедической коррекции является
учѐт вида и степени нарушения речи, возрастных, психологических и
национальных особенностей развития каждого ребѐнка-билингва.
13

Одной из составляющей модели работы является совместная
деятельность взрослого и ребенка, ребенка – билингва и детей – носителей
изучаемого языка, постоянное взаимодействие с семьей ребенка.
Родители должны стать активными участниками коррекционного
педагогического процесса. С учетом степени влияния родителей планируется
и организуется коррекционно-воспитательная работа. Необходимо
познакомить родителей с объемом знаний, необходимых их ребенку для
успешного овладения программой обучения, привлечь к участию в
коррекционной работе с учетом рекомендаций специалистов, достичь
понимания необходимости своевременного устранения речевых нарушений в
процессе овладения ребенком неродного языка, просвещать родителей в
области логопедии, коррекционной педагогики.
Для организации продуктивной коррекционной работы необходимо
создание следующих условий:
•
комплексная работа и взаимодействие педагогов, специалистов,
родителей.
•
своевременное и поэтапное включение ребенка – билингва в
новую социокультурную среду,
•
коммуникативный принцип обучения;
•
учет специфики двух языков, особенностей двух культур,
своеобразия речевой среды ребенка
•
создание психологически комфортного для ребенка климата в
социуме;
•
систематичность и последовательность обучения;
•
формирование социальных качеств ребенка и его гражданское
воспитание через ознакомление детей с литературой, историей, культурой.
3.3. Механизм реализации программы
3.3.1. Срок выполнения программы
Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей мигрантов
будет осуществляться при наличии детей из таких семей.
3.3.2. Этапы реализации программы:
Первый этап – создание общей установки на совместное решение задачи
социальной адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап – взаимное ознакомление педагогов и родителей с
национальными особенностями воспитания детей в России и странах семеймигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных
народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои
обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без
глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может
быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного
процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного
его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с
национальной культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют

14

решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в
становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Третий этап – реализация единого, согласованного индивидуальноориентированного подхода к ребенку из семьи мигрантов для преодоления
прежде всего языковых трудностей в освоении нового социального опыта, а
также ценностных ориентаций и культурных традиций, для вхождения в
группу
сверстников
и
гармонизации
отношений,
преодоления
межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап рассматривался
как основной, ориентированный на достижение социальной адаптации детей
из семей мигрантов к детскому саду».
4. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не
понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они
делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.
Планируемые личностные результаты:
•
наличие положительного эмоционального отношения к ДОУ детеймигрантов;
•
проявление особого интереса к новому, необычному;
•
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых
условиях пребывания;
•
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие
со
сверстниками) при решении различных творческих задач;
•
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к
другу.
Социологические результаты:
•
наблюдение за различными явлениями жизни;
•
ориентированность в культурном разнообразии окружающей
действительности, участие в жизни группы;
•
применение знаково-символических и речевых средств, для решения
коммуникативных и познавательных задач;
•
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном,
культурном разнообразии.
Предметные результаты:
•
развитие устойчивого интереса к познанию нового;
•
знание основных правил, поведения в МАДОУ;
Воспитанники научатся:
•
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы
педагогом-психологом;
•
выполнять работу по заданной инструкции;
•
использовать изученные правила и знаки;
Воспитанники получат возможность научиться:
15

•
•
•
•
•

понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные результаты:
Воспитанники научатся:
•
соблюдению правил поведения и режима дня в МАДОУ;
•
задавать вопросы в культурной форме.
Воспитанники получат возможность научиться:
•
работать в парах;
•
проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий,
обосновывая её по критериям;
•
выработать умение договариваться друг с другом;
•
обращаться друг к другу за помощью
Коммуникативные результаты:
Воспитанники научатся:
•
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
•
комментировать последовательность действий;
•
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
•
участвовать в коллективном обсуждении;
•
умению выражать свои мысли;
•
умению вести дискуссии;
•
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при
реализации творческой работы.
Воспитанники получат возможность научиться:
•
выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и
услышанному;
•
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
•
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
•
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под
руководством педагога-психолога).
Структура развивающих занятий (Приложение 1)
Календарно-тематический план (Приложение 2)

16

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад
№19
«Ракета»
укомплектовано
следующими
квалифицированными кадрами:
- администрация ДОУ;
- медицинская сестра;
- воспитатели;
- учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
В ДОУ функционируют:
- Совет профилактики;
- ПМПк
- Педагогический совет
- Консультационный центр
6. РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Риски
Ка
др
ов
ые

Отсутствие
специалистов

Способы снижения рисков
узких

Недостаточная компетентность
работников

Обучение педагогов
Повышение квалификации сотрудников
общеобразовательного учреждения в
области адаптации и интеграции детеймигрантов

Социальные

Материальные

Недостаточное учебно- методическое Пополнение библиотечного фонда
обеспечение

Недостаточное
информационнотехническое обеспечение

Приобретение самых необходимых
информационно-технических средств
обучения

Наличие
негативных
стереотипов родительского
сообщества по отношению к
мигрантам
Отсутствие положительной
динамики адаптации ребенкамигранта

Проведение систематической
пропедевтической работы с детьми и их
родителями
Организация
дистанционного
консультирования педагогов со стороны
специалистов

Основным же риском представляется опасность «имитации» деятельности
17

1.

2.

3.
4.

5.
6.

7. ЛИТЕРАТУРА
Адаптация детей мигрантов в детском саду/Синельникова И. Н.
[электронный
ресурс]/Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/07/10/adaptatsiya-detey-migrantov-v-detskom-sadu
Инновационные технологии в образовании. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
МИГРАНТОВ (ИНОФОНОВ И БИЛИНГВОВ) РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КАК ИНОСТРАННОМУ [электронный ресурс Режим доступа: http://idyug.com/images/id-yug/SET/2014/1/Savina-Kakalina-2014-1.pdf
Выготский Л.С. /Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
Выступец Н.П. /Использование креативного потенциала семьи школы
для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы
социализации в обществе // Сборник статей V Международной
научно-практической конференции «Девиация и миграционные
процессы» 18.02.2011 г.
Выступец Н.П. /Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов
в современном обществе.
Володько, Д. В. /Коррекционно-развивающие занятия по социальной
адаптации детей дошкольного возраста: пособие для педагогов,
обеспечивающих получение дошк. образования - Минск: Зорны
Верасок, 2010. - 104 с.

7. Курашкина Е.В. /Изучение потребностей школьника как основа
формирования и развития его социального статуса// Сборник научных
трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России
XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
8. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб, пособие /
под ред. В.А. Лабунской. - М., 1999. С. 207-226.
9. Малофеевский Д.В., Швырева
поликультурном пространстве //

К.Л.

/Специфика

обучения

в

10.Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней
общеобразовательной школы //

18

Приложение 1
Структура развивающих занятий
Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, игр-драматизаций,
сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр на увлекательные и интересные для
детей темы. Элементами игры являются специальные упражнения,
направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах
психики. Каждое упражнение включается в деятельность, фантазию, чувства.
Все предметы могут быть воображаемые. Проводить такие игры-занятия
можно в любом возрасте, начиная с 3 лет. Участниками, персонажами игры
становятся сами дети.
Разминка — приветствие — вхождение в занятие
Цель:
 сбросить инертность физического и психического самочувствия;
 разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и
контакт.
Упражнения-игры: «Приветствие», «Что изменилось в этой комнате?»,
«Какие звуки ты слышишь?», «Кто подал голос?», «Кто к тебе
прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый,
шумный, грустный, задумчивый, радостный, печальный, злой, испуганный?»,
«Какие зверушки-игрушки есть в комнате?», «Кто тебя позвал?», «Ком
имен», «Ладошки». Малоподвижные игры, направленные на контакт друг с
другом: «Дай мне руку», «Спинка к спинке» и др.
Психогимнастика. Гимнастика эмоций и чувств
Цель:
 выработать умение выразить образ фантазии в движении тела,
наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или
звуковым) содержанием;
 обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания
атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии,
насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют
словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние
и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и
эмоций, определяют собственные желания и интересы.
«Какое у тебя настроение?», «Назови настроение Саши», «Свет мой,
зеркальце, скажи...»
Постучим по барабану, как зайчики. Вы чувствуете, как напряглись
пальчики? Чувствуете,
как напряглись кулачки, мышцы рук? А личико какое? (Веселое, радостное.)
На празднике стучат зайчики по барабану. Теперь реже стучим, медленнее,
тише. А сейчас быстрее, чаще, громче.
Устали ручки у зайчиков. Отдыхают. Почувствуйте, как ладошки, ручки
расслабляются и отдыхают.

19

Порычим, как тигры. Тигры разговаривают с тигрятами. Как они рычат?
(Ласково, тихо.) А вот к тигрятам подкрадывается хищник. Мамы-тигры
зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от моих тигрят. Как
изменились лица тигров? Какие злобные стали. Испугались хищники,
убежали. Тише. Громче. Ласковее. Полаем, как собачки»; «Полетаем, как
птицы»; «Послушаем, что говорят игрушки»; «Что вы хотите им сказать?»
Эмоции
Цель:
 пробудить или раскрепостить эмоции в детях, раскрыть эмоциональное
богатство, скрытое в каждом ребенке;
 расширить диапазон средств самовыражения;
 учить лучше ориентироваться в своем внутреннем мире (своих
состояниях, желаниях, потребностях, возможностях, затруднениях).
В сюжет занятий включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный
контакт, направленные на развитие способности понимать свои и чужие
эмоции; интерес - внимательность, радость - удовольствие, удивление, горе отчаяние - страдание - сострадание, гнев - злость - зависть, обиду - досаду,
презрение - брезгливость, отвращение, страх - испуг, стыд - вину, тревогу —
беспокойство, сочувствие - жалость - нежность, грусть - печаль.
Эти упражнения открывают детям эмоциональное богатство, скрытое в
каждом человеке.
Общение
Цель:
 развивать вербальные и невербальные средства общения;
 расширить
диапазон
практических
умений конструктивного
взаимодействия в условиях беседы, разговора, высказываний;
 развивать способности к самоопределению и целеполаганию.
Поведение
Цель:
 тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции
(ссоры
детей,
раздел
игрушек,
желание
познакомиться,
стеснительность, переживание наказания или обиды, переживание
страха);
 овладевать технологией разрешения межличностных противоречий и
конфликтов;
 развивать лучшее видение, умение слушать, чувствовать и понимать
других детей и строить собственное продуктивное поведение.
Окончание занятия
Цель:
 закрепить
полученный
положительный
эффект,
создать
положительные эмоции от совместной деятельности, формировать у
каждого участника чувства принадлежности к группе;
 овладевать некоторыми стратегиями достижения успеха.
В конце занятия педагог определяет самочувствие и настроение у детей
после выполнения игр, упражнений, заданий: «Исполнилось ли ваше желание
20

на занятии? Выполнили ли вы желание друга (игрушки)? О чем хотите
рассказать маме по телефону? Что больше всего понравилось делать? Во что
было интересно играть? Какую роль в игре хотите сыграть вы? Что создали
своими руками? Чему вы научили игрушек? Чему научились сами? Как вы
смогли выручить зверят? Что можете сказать о себе? Все ли вам удалось? Как
вы полагаете, что думают игрушки про вас сегодня?» и т. д,
Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является
своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность,
сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в
сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более
яркие. Главное направление занятий - создать благоприятный
эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную
атмосферу для свободного общения и игры.
Использование сказок-метафор на занятиях
Сказка является эффективным средством общения с детьми. Слушая,
рассказывая и придумывая сказки, дети невольно находят в них отголоски
своей собственной жизни. Они любят сказки в период своего самого
интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их,
требуют повторять, переделывают их, сочиняют сами, отождествляют себя с
различными персонажами. Метафоры и персонажи сказки - это способ
воздействия на детское подсознание. Через них дети получают больше
информации, чем при обычном разговоре.
На развивающем занятии каждый может стать сказочником.
Как использовать прием создания и использования сказок-метафор?
Следует помнить, что, если мы хотим научить ребёнка чему-либо или
передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было
узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с
ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и
воображения, они на него лучше отзываются.

Приложение 2

Календарно-тематический план
21

Коммуникативные
ситуации

Содержание работы по формированию коммуникативных навыков
Сентябрь
Диагностическое обследование, «Знакомство»
Октябрь

Задачи:

1

-создать
благоприятный
эмоциональный
фон, максимально
спокойную и
доброжелательную
атмосферу для
свободного общения
и игры

Разминка

Психогимн
астика

Эмоции

Общение

Поведение

Завершение

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер. Круг - это
символ гармонии,
завершенности,
целостности. В
кругу все видят
друг друга, слышат
друг друга.

Игра
«Давайте
познакомим
ся»

Игра
«Ладошки»

Игра «Волшебные
дружные ладошки»

Игра
«Нарисуем
ладошку»,
Обвести
свою
ладошку
карандашо
м.

Игра «Нарисуем
ладошку», Обвести
свою ладошку
карандашом.

Игра
«Нарисуем
лица на
пальчиках
ладошки»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение,

«Домик»
«Замок»

Игра
«Ласковое
имя»

«Дружба»
«Приходите в гости»
Игра «Подай ладошку
другу»

Игра «Для чего
люди
здороваются?»

2

-создать
благоприятный
эмоциональный
фон, максимально
спокойную и
доброжелательную

Игра-приветствие
«Как ты умеешь
здороваться?»

Игра «Я
приглашаю
вас к себе»

"Лодочка"«Шарик»
«Собака»

22

атмосферу
3

4

создать
благоприятный
эмоциональный
фон.

Игра «Ласковое
приветствие»

создать спокойную
и
доброжелательную
атмосферу для
свободного общения
и игры

Игра
«Приветствие»

Игра
«Прятки»

Игра «Где
игрушки?»

Игра «Нахождение
обидчиков»

Игра
«Хоровод
друзей»

Игра «Поезд

Игра «Ладошки
(перчатки) »

Игра
«Подари
перчатку»

Игра «Хоровод
друзей»

Взрослый и дети
садятся в круг,
рассматривают
«Волшебную
дорожку»

Игра «Поиски
«волков»

Игра с мячом

Игра
«Возьми
картинку»

Игра «Найди
пару

Ноябрь
5

развивать навыки
общения

Игра «Дружные,
говорящие
игрушки»

Игра
«Отгадай,
чьи следы?»

Игра
«Волшебная
дорожка»

Игра «Волшебная
дорожка»

«Найди
занятие по
душе».

6

развивать навыки
общения,
свободного и
открытого
проявления эмоций
и чувств

Игра «Кто позвал
тебя, скажи, мое
имя назови»

Игра«Приве
тствие»

Игра
«Зеркальце»

Посмотри в зеркальце.
Рассмотри все, все, что
есть на твоем лице.

Упражнени Взрослый и дети
е «Найди
садятся в круг и
занятие по завершают общение
душе»

7

использовать
рисунок
«несуществующего
животного» для
изучения личности
ребенка

Игра «Что
изменилось?»

Игра
«Разговор
зверей»

Игра «Театр
зверей»

Игра «Где живет, с кем
дружит? »

Рисованиеигра
«Нарисуй
несуществ
ующее
животное»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение.

23

8

учить различать
Игра
основные эмоции и
«Поздороваемся
состояния,
словами и руками»
понимать, как
выражение лица
может передать
радость и огорчение,
удивление и страх,
грусть и веселье.

Определи настроение у
игрушек-животных.
Догадайся, что чувствует
зайчик (слон, медведь).
(Радость, грусть, испуг,
интерес.)

Игра «Я тебя развеселю»
или «Игрушкинесмеяны»

Найди
занятие по
душе.

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение.

Назови и покажи его эмоцию.
Передай его чувства. Можно
ли изменить настроение?

Декабрь

9

развивать приемы
коммуникации

Игра «Вежливый
медвежонок»

Игра
«Зоопарк»

учить различать
основные эмоции и
состояния,
понимать, как
выражение лица
может передать
радость и огорчение,
удивление и страх,
грусть и веселье;

1
0

обретать умения и
навыки открытой
коммуникации во
время игр и игровых
упражнений;

Игра «Волшебный кружок» или
«Колобок»

Игра
«Звери в
зоопарке

Игра «Да нет»

Упражнение
«Превращение»

Веселая подвижная игра *Рука к руке»

Взрослый и дети садятся в круг и
завершают общение

Упражнени Взрослый и дети
е
садятся в круг и
«Рисовани завершают общение
е ладоней
рук друг
24

развивать желание
взаимодействовать

1
1

создать
максимально
спокойную и
доброжелательную
атмосферу для
свободного общения

друга»
Упражнени
е «Одна
игра на
двоих»
Упражнение
«Поздороваемся с
гостями»

Игра «Кто
позвал тебя,
узнай, мои
чувства
отгадай»

Упражне
ние
«Переда
й
настроен
ие
другому
»

Упражнени
е «Я
расскажу
вам
историю»

Предлагается
нарисовать в
рисунке любое
эмоциональное
состояние

Взрослый и дети садятся в круг и
завершают общение

Январь
развивать волевую
саморегуляцию,
уверенность в
осуществлении
желаний

Игра «Что изменилось вокруг
тебя?»

1
3

научить
устанавливать
личностный контакт
с детьми, развивать
коммуникативные
навыки

Игра «Ласковое
приветствие» Игра
«Ощути руками»

Сказка-метафора «Горячее сердце»

1
4

развитие и
осознание желаний,
мотивации к
деятельности,
уверенности в себе.

Игра
«Комплименты»

Сказка-метафора «Волшебное оживление коряги»

1
2

Игра на развитие внимания

Упражнение
«Предновогодн
ее настроение
Снежинки»

Игра «Волшебное
зеркальце»

Рисование
желаемых
подарков.

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение

Упражнение «Какое настроение у
того, кто тебя позвал? »

Рисование сердечных чувств.

Детям могут быть предложены листы бумаги с нарисованным
контуром коряги. Цель: развитие фантазии и воображения. «Дорисуй».

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение

«Добрые слова на
прощание»

25

Февраль
содействовать
формированию
произвольной
психофизической
саморегуляции

Игра «Телефон»

обеспечить
внимание,
эмоциональную
поддержку, успех в
деятельности
каждого ребенка
индивидуально, с
учетом его
наклонностей и
степени напряжения

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер.
Приветствие.

Игра «Узнай
настроение
зверей»

1
7

способствовать
освобождению от
негативных чувств и
эмоций и
зарождению
позитивных чувств

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер.
Приветствие.

Сказка-метафора «Воспитание уверенности»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение

1
8

развитие и
осознание желаний,
мотивации к
деятельности,
уверенности в себе

Упражнениеприветствие «Как
ты умеешь
здороваться?»

Составление и рассказывание игровой сказки-метафоры «Испуганные
ежики»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение

1
5

1
6

Составление и рассказывание сказки'-метафоры. «Волшебное дерево»

Релаксация «Парное
дыхание»
«Совместное
дыхание»

Почему
у всех
такие
эмоции?

Игра «Да —
нет»

«Найди пару»
«Полоски
форм»

Взрослый и дети садятся в круг и
завершают общение

«Сделай фигуру
человека»

Март
1
9

формировать
чувство
удовлетворенности
собой; повышать
психоэмоциональну

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер.

Сказка-метафора «Воспитание уверенности»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение

Игра-задание «Изготовь разрезные картинки»
26

ю устойчивость
Приветствие.
ребенка, чувство
уверенности в себе и
своих силах.
2
0

формировать
чувство
удовлетворенности
собой; помогать
обрести уверенность
в себе, получить
опыт
положительного
общения

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер.
Приветствие.

2
1

формировать
Разговор-интервью
теплые, искренние,
«Что такое
доверительные
дружба?»
отношения между
взрослым и детьми и
детей между собой

Игра «День рождения»

Игра
«Предложи
игрушке
дружбу»

Игра
«Предло
жи
дружбу
комунибудь
из ребят»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение.
«Прощание»

Игра
«Ладонь в
ладонь»
Играразговоррисование
«Одинаков
ые
перчатки»

Упражнение
«Найди занятие
по душе»

Релаксация «Парное дыхание»

Апрель
2
2

2
3

формировать
чувство
удовлетворенности
собой

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер

способствовать
созданию
положительного
образа своего тела,
своих эмоций,
чувств, действий

Игра «О чем
говорят игрушкиживотные?»

«Театр масок»
Изготовление (рисование) масок для сказки «Теремок» или на выбор.

Прощание

Игра-драматизация сказки.

Игра «Цветик-семицветик» или «Цветок достижений
Игра «Потеря желаний»

Игра
«Исполнен
ие
желаний»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение.

Игра «Оживление желаний»

27

2
4

развитие
произвольной
психофизической
саморегуляции

Взрослый и дети
садятся в круг на
стулья или на
ковер. Приветствие

Сказка-метафора «Воспитание смелости»

2
5

создавать
максимально
спокойную и
доброжелательную
атмосферу для
свободного
восприятия сказокметафор и участия в
продолжении сказок

Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие.
Сказка-метафора «Воспитание смелости»

Взрослый и дети
садятся в круг и
завершают общение
Игра «Пирамида
прощания»

«Страх и скульптор»

28

Лист ознакомления
С Программой социокультурной адаптации детей из семей мигрантов
в МАДОУ № 19 «Ракета»
Дата

ФИО

Должность

Подпись

29

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».