По мнению большинства исследователей, размер команды, обеспечивающий эффективную работу, должен составлять от пяти до девяти человек. В нашем дошкольном учреждении обеспечивают деятельность службы МКО пять членов управленческой команды: заведующий ДОУ – общее руководство МКО и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе ДОУ и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах ДОУ); мониторинг кадрового обеспечения и др.; старший воспитатель – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в ДОУ: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.); завхоз (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса); медицинский работник – медико–валеологический мониторинг (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.); педагог–психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ). Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Объект управленческого мониторинга мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов включает следующие параметры: образовательный ценз педагогов, наличие категории, прохождение курсовой подготовки, участие в организационно-методической работе ДОУ, результативность педагогической деятельности. Мониторинг проводится ежегодно, оформляется сводная таблица. Мониторинг учебно-материального обеспечения проводится в соответствии с Примерным перечнем игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов ежегодно в конце учебного года. Удовлетворённость родителей качеством образования в ДОУ определяется на основании анкетирования родителей, опроса. Мониторинг финансового обеспечения проводится по итогам финансового года как бюджетного так и внебюджетного финансирования. Наличие программы развития ДОУ. МАДОУ № 19 «Ракета» функционирует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном учреждении», Федеральными государственными требованиями, нормативными актами, уставом ДОУ. С 2011 года детский сад работает по основной образовательной программе развития дошкольного образования. Программа имеет открытый и доступный характер для участия в его реализации всех участников образовательного процесса. Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве. Тактическая цель развития учреждения: 1. Повышение качества образовательных и здоровьеформирующих услуг в учреждении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация систем управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. Основные задачи программы: 1. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования 2. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. 3. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок «Управление»). 4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения (блок «Кадровый потенциал»). 5. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Мамина школа»). 6. Привести в соответствие с требованиями предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Комплексная безопасность»). Одним из направлений моей управленческой деятельности является информационно-аналитическая деятельность по изучению социального заказа родителей. Инструментарием является анкетирование родителей, изучение опыта других учреждений, социологические опросы. Вместе с коллективом постоянно работаю над имиджем дошкольного учреждения, обеспечивающего его конкурентоспособность в условиях рынка образовательных услуг. В детском саду разработана основная общеобразовательная программа, на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Вераксы Н.Е. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поскольку детский сад работает по программе, которая предусматривает богатство, разнообразие и изменчивость предметной среды, обстановка групп часто меняется и пополняется. Обогатилась развивающая среда в группах, видоизменилась и обогатилась предметно-развивающая среда на территории ДОУ, в группах имеется материал для развития конструктивной и игровой деятельности; созданы условия для совместной и индивидуальной деятельности малышей. Основные принципы создания развивающей среды: доступность; безопасность; разнообразие; соответствие возрастным особенностям детей; стимуляция развития психических и физических качеств ребенка. Наличие инноваций, удовлетворение детей и родителей, а также стабильное функционирование и отражение насущных потребностей и возможностей ДОУ способствовали качественным изменениям нашей деятельности. Педагоги ДОУ готовы к инновационной деятельности, творчеству и поиску оптимальных путей достижения новых качественных результатов, созданию педагогического сообщества и коллектива единомышленников. Такой подход в работе способствует качественному обновлению педагогического процесса. В соответствии с требованиями государственного стандарта особое внимание уделялось психологопедагогическим условиям развития игровой деятельности в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов в формировании игрового опыта ребѐнка и создании развивающей предметно-игровой среды. В ней созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, проектной и интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умения детей и их гендерных различиях. Полностью обновлена методическая и художественная литература в группах. С целью повышения результативности педагогической работы в детском саду проводятся педагогические советы, совещания, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, открытые публичные доклады, ведѐтся работа с родительским комитетом, обобщается и распространяется наиболее ценный опыт педагогов. С целью гармонизации личности ребѐнка, его индивидуализации в ДОУ внедряются новые формы работы в ДОУ: ПМПк, развивающие занятия, проектная деятельность, кружки, семинары-практикумы, мастер-классы, ведѐтся межведомственное взаимодействие с учреждениями п Двуреченска. С 2012 года в детском саду организована работа логопедического кабинета для коррекции речевого развития детей. На базе ДОУ создан психолого-медикопедагогический консилиум (ПМПк). . В ДОУ имеется лицензированный процедурный кабинет, изолятор. Общие санитарногигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Роспотребнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье. С 2011 г. организована работа консультационного пункта для родителей неорганизованных детей. Наши родители являются активными участниками праздников, собраний, консультаций, субботников в детском саду. Родители имеют возможность присутствовать в ДОУ на занятиях, помогают в организации и проведении мероприятий, режимных моментов. Педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собеседования, беседы, тематические выставки, семинары и пр.). Педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, посещения семьи на дому и др.). Организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и т.д.). Реализация механизмов государственно-общественного управления Я, как руководитель, понимаю, что одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, представителей общества, что определяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Государственно-общественное управление образовательного учреждения осуществляется согласно локальным актам и документам. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, Уставом ДОУ. В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса. Наличие документов, локальных актов, подтверждающих участие педагогов, родителей и общественных организаций в управлении ДОУ: Договор с учредителем. Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ. Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защиты прав детей и работников ДОУ Положение о педагогическом совете Положение о родительском комитете детского сада Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) Заведующий реализовывает требования названных документов в своей практической деятельности и выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией, обеспечивает выполнение возложенных на Учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность Учреждения, подотчетна в своей деятельности Учредителю и начальнику управления образования Администрации СГО. В детском саду существует следующие органы самоуправления: Совет трудового коллектива. В него входят представители педагогических работников и обслуживающего персонала, участвуют в обсуждении вопросов образовательного процесса, определении стратегии развития детского сада. Принимаются решения по социальной защите работников, договора по охране труда и соблюдению техники безопасности в детском саду. Педагогический совет в составе: руководитель детского сада, педагогический коллектив. На заседаниях совета утверждаются учебные планы к образовательной программе учреждения, методические темы педагогов. . Родительский комитет. Состав: представители родителей детей, соуправление в руководстве образовательным учреждением. С участием родительского комитета решаются вопросы оказания практической помощи в проведении массовых мероприятий, экскурсий, в укреплении материально-технической базы, совершенствовании образовательного процесса. Работа с родительской общественностью строится на основе договоров с родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение осуществляет тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Наличие информационной базы, обеспечивающей процессы управления В современном детском саду всѐ большее значение приобретает своевременное формирование информационной базы. С одной стороны, это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, внедрением в практику работы государственных учреждений документооборота в электронной форме, с другой стороны, наличие информационной базы позволяет руководителю ДОУ оперативно организовать свою собственную работу по многим направлениям, повысить эффективность управленческой деятельности. Сайт дошкольного образовательного учреждения На сайте ДОУ размещается нормативно-правовая документация - Устав ДОУ, Основная общеобразовательная программа ДОУ, информация о кадрах, информация об образовательном процессе, фото- и видеоинформация о значимых мероприятиях ДОУ, информация для родителей и социальных партнѐров. Установление и поддержка контактов с социальными партнерами. Говоря про открытую систему дошкольного образования, необходимо подчеркнуть активность детского сада в пропаганде своей деятельности не только для родителей, но и окружающем социуме. Налажены контакты с учреждениями системы образования, культуры, физкультуры и спорта, школой, библиотекой. Основными принципами сотрудничества с социальными партнѐрами являются: установление интересов каждого из партнера; совместное формирование целей и задач деятельности; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; значимость социального партнерства для каждой из сторон. Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают: открытость ДОУ; установление доверительных и деловых контактов; использование образовательного и творческого потенциала социума; использование активных форм и методов общения. ДОУ и социальными учреждениями разрабатывается план мероприятий по осуществлению совместной деятельности. Приоритетным направлением является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Обеспечение охраны труда и безопасности Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Безопасность ОУ является приоритетной в деятельности администрации ОУ и педколлектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность ОУ включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Цель: обеспечение безопасности воспитанников и работников ОУ во время их трудовой и учебной деятельности путѐм повышения безопасности жизнедеятельности. В соответствии с требованиями положения об охране труда работа осуществлялась в следующих направлениях: - защита здоровья и сохранение жизни; - соблюдение техники безопасности воспитанниками и работниками дошкольных групп. Исходя из цели и направлений, были поставлены следующие задачи: - обеспечение выполнения правовых актов и нормативных технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе; - организацию и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма во время образовательного процесса; - выполнение плана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - изучение причин детского травматизма; - обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; - проведение своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда; - пропаганда охраны труда в ОУ и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны труда. Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась следующим образом: издан приказ в начале учебного года «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»; разработаны должностные инструкции по охране труда работников ОУ, необходимая документация; составлены планы работы по профилактике детского травматизма и дорожнотранспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов; организация режима работы, состояние охраны труда в течение года рассматривались на педагогических советах, административных совещаниях; осуществлялся контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО и др. Профилактика детского травматизма Неоднократно проводились занятия с воспитателями по порядку обучения правилам дорожного движения, поведению на прогулках (по временам года), противопожарной безопасности, безопасному поведению во время образовательного процесса. С целью конкретизации работы по предупреждению детского травматизма оформлены уголки безопасности в группах. Меры противопожарной безопасности. В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности: семинары вопросы рассматриваются на педагогических советах; создана соответствующая развивающая среда; разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности; разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности; проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара. Противопожарное состояние ОУ отвечает установленным требованиям пожарной охраны. Регулярно ведѐтся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы разъяснительной работы различны: беседы, анкеты, Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)