Положение о системе взаимодействия с родителями

Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их
воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными
документами: Международной конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ (ст. 43), Законом
РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом
от 29.12.2012
№ 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),
Уставом ДОУ, Основной общеобразовательной программой МАДОУ.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями
обеспечивает комплексный подход к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
1.5. ДОУ оказывает помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
1.6. Положение устанавливает порядок взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников в МАДОУ № 19 «Ракета» и призвано обеспечить:
- поддержку разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности детства как этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических
работников МАДОУ и детей;
- уважение личности ребенка;
- права родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием
образовательного процесса в соответствии со ст. 15 п.7 Закона РФ «Об образовании» и Устава;
- права педагогов на свободу творчества (ст. 55 закона «Об образовании» и ст. 44 Конституции
РФ;
- реализацию ООП МАДОУ.
1.7. Положение является основой для создания помощи родителям (законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8. Положение регулирует деятельность взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников как
структурной единицы МАДОУ, определяет основные направления его деятельности. А также
взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
1.9. МАДОУ обеспечивает реализацию прав детей на охрану жизни, укрепление здоровья,
адекватных возрасту физическое и психическое развитие, а также реализацию прав родителей
(законных представителей) на получение квалифицированной педагогической деятельности,
руководствуясь Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «об образовании», Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от
30.08.2013г. № 1015, ФГОС ДО и др. нормативными документами по вопросам образования,
социальной защиты и интересов детей, договором между ДОУ и родителями (законными
родителями), настоящим Положением.
1.10. Настоящее положение о взаимодействии с родителями (законными рпредставителями)
воспитанников МАДОУ № 19 «Ракета» действует для родителей воспитанников от 2 до 7 лет,
посещающих МАДОУ.
2. Основные цели и задачи
2.1. Цель: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе

посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выделения
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.2. Задачи взаимодействия:
- налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у
детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение
эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса
личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем
фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественноэстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны
специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической
культуре, музыкального руководителя;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских
взаимоотношений семей;
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
3. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием
современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных
ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению;
- формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа
жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого
народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;
- личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных
делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с
родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами, исторической
справкой учреждения и текущей информацией);
- принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического
устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и
педагогами;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).

4. Приоритетные направления работы
по организации взаимодействия детского сада и семьи
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных
ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных
ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и
условиях сотрудничества с детским садом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и
содружества семьи и детского сада.
5. Организация взаимодействия
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и
семьи на учебный год (в рамках годового планирования). Его содержание определяется задачами,
стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.
5.2. Взаимодействие
с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ
организовано в следующих формах:
- индивидуальное взаимодействие;
- общие родительские собрания в группах ДОУ
- общее родительское собрание ДОУ;
- совет родителей (законных представителей) воспитанников группы ДОУ
- совет родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ
5.3. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания
своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
5.4. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие
направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение
круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и
развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
5.5. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада
и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования
личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
-ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с
родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.6. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно-образовательного
процесса:
- посещение семей;

- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей);
- активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- деловые игры;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
- дни самоуправления;
- конкурсная деятельность;
- викторины;
- мастер-классы;
- деловые игры;
- креативные игры, мозговой штурм, решение педагогических ситуаций;
- КВН;
- проектная деятельность
5.7. Основной формой взаимодействия с родителями (законными представителями) являются
родительские собрания.
5.8. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения
родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке
и про­ведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и
обучения детей).
5.9. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей,
поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.10. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.10.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательнообразовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества
сотрудников, детей и родителей.
Внутреннее взаимодействие организуется как в форме индивидуального взаимодействия, так и в
формате общих (групповых) родительских собраний, а также в форме совета родителей, которые
имеют правовую силу на основании Положений об общем родительском собрании и совете
родителей.
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной
взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы
друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии,
защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой
информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
5.10.2. Внешнее взаимодействие – взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: МАОУ
СОШ № 3, домом культуры, и т.д.
5.11. Особая роль при любой форме организации при взаимодействии с родителями отводится
социологическим опросам, анкетированию родителей и педагогов.
5.12. Координацией и планирование взаимодействия с родителями осуществляет заведующий
ДОУ.
5.13. Работа по организации взаимодействия с семьями воспитанников определяется ежегодным
планом работы ДОУ с родителями и является частью годового плана.
6. Компетенция и права
6.1. Участниками взаимодействия являются родители (законные представители), воспитанники,
педагогические работники ДОУ.
6.2. Права, социальные гарантии и обязанности каждого участника взаимодействия определяются
законодательством РФ, данным положением, должностными обязанностями.
6.3. ДОУ обязано:
- информировать родителей (законных представителей0, всех заинтересованных лиц и
общественность, вовлеченных в образовательную деятельность, относительно целей ДОУ, общих
для всего пространства РФ, а также ООП ДОУ;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей, охране
укрепления их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию ООП ДОУ, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
6.4. Родители во время посещения совместных мероприятий обязаны:
- посещать мероприятие в количестве не более 2-х родителей (законных представителей) членов
семьи, в целях обеспечения безопасности (Постановление Правительства РФ № 390 от
25.04.2013г. «О противопожарном режиме»);
- не нарушать порядок (приходить к назначенному времени, не пользоваться мобильными
телефонами и др. средствами связи);
- не входить в место проведения совместных мероприятий в верхней одежде;
- соблюдать чистоту , иметь сменную обувь (бахилы); не перемещаться по помещению, в котором
проходит мероприятие, не отвлекать детей во время проведения мероприятия;
- не привлекать к фото-видео-съемке посторонних лиц без согласования с администрацией ДОУ;
- фото и видео-материал не публиковать в сети Интернет, СМИ без согласования с
администрацией;
- соблюдать правила внутреннего распорядка ДОУ, осуществляющей образовательную
деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий
обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной
организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и
оформления
возникновения,
приостановления
и
прекращения
этих
отношений;
- уважать честь и достоинство воспитанников и работников ДОУ.
- соблюдать условия договора об образовании;

- вносить плату за присмотр и уход за детьми не позднее 10 числа каждого месяца.
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными
законами,
договором
об
образовании.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим
Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
6.5. Родители (законные представители) на основании си. 7 Закона РФ «Об образовании» имеют
право:
- заблаговременно узнавать о месте и времени проведения совместного мероприятия;
-знакомится с планом и содержанием совместного мероприятия;
- получить консультацию по интересующим вопросам;
- при возникновении разногласий по вопросам реализации права на образование, имеют право
обратиться в Комиссию по урегулировании споров между участниками образовательных
отношений.
Кроме этого, родители имеют право:
- дать ребенку дошкольное образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по
решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения
вправе продолжить образование в образовательной организации;
знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с
учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию
и осуществление образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями;
защищать права и законные интересы воспитанников;
получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований
или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведённых обследований воспитанников;
принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой Уставом ДОУ;
присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией,
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации
обучения и воспитания детей;
воспользоваться услугами логопедического пункта в целях выявления и устранения дефектов
речи детей;
вносить безвозмездные пожертвования и целевые взносы на содержание и развитие ДОУ;
на получение в установленном Федеральным законом “Об образовании в Российской
Федерации”, порядке компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за
присмотр и уход за детьми;
согласовывать локальные акты ДОУ, затрагивающие интересы воспитанников ДОУ

7. Контроль
8.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в ДОУ
возложена на руководителя учреждения.
8.2. В качестве общественной организации выступает совет родителей – представительный орган
родительской общественности.

Совет родителей призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение
всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения,
содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития
воспитанников.
7. Документация
- планы работы с родителями ДОУ воспитателя группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний ДОУ, заседаний совета родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ (протоколы хранятся в кабинете заведующего);
- протоколы общих родительских собраний в группах ДОУ хранятся в группах ДОУ, в материалах
воспитателей групп;
- конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».