Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами: Международной конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ (ст. 43), Законом РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом ДОУ, Основной общеобразовательной программой МАДОУ. 1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников. 1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада. 1.5. ДОУ оказывает помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 1.6. Положение устанавливает порядок взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в МАДОУ № 19 «Ракета» и призвано обеспечить: - поддержку разнообразия детства; -сохранение уникальности и самоценности детства как этапа в общем развитии человека; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников МАДОУ и детей; - уважение личности ребенка; - права родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса в соответствии со ст. 15 п.7 Закона РФ «Об образовании» и Устава; - права педагогов на свободу творчества (ст. 55 закона «Об образовании» и ст. 44 Конституции РФ; - реализацию ООП МАДОУ. 1.7. Положение является основой для создания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 1.8. Положение регулирует деятельность взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников как структурной единицы МАДОУ, определяет основные направления его деятельности. А также взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. 1.9. МАДОУ обеспечивает реализацию прав детей на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватных возрасту физическое и психическое развитие, а также реализацию прав родителей (законных представителей) на получение квалифицированной педагогической деятельности, руководствуясь Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «об образовании», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 30.08.2013г. № 1015, ФГОС ДО и др. нормативными документами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, договором между ДОУ и родителями (законными родителями), настоящим Положением. 1.10. Настоящее положение о взаимодействии с родителями (законными рпредставителями) воспитанников МАДОУ № 19 «Ракета» действует для родителей воспитанников от 2 до 7 лет, посещающих МАДОУ. 2. Основные цели и задачи 2.1. Цель: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выделения потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 2.2. Задачи взаимодействия: - налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников; - повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; - выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре; - выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественноэстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия; - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя; - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей; - создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 3. Основные принципы работы детского сада Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада: - функционирование его как открытой системы; - активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; - понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; - приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; - формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре; - амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; - личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); - принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами; - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения). 4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. 5. Организация взаимодействия 5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год (в рамках годового планирования). Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. 5.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ организовано в следующих формах: - индивидуальное взаимодействие; - общие родительские собрания в группах ДОУ - общее родительское собрание ДОУ; - совет родителей (законных представителей) воспитанников группы ДОУ - совет родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ 5.3. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.4. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: - целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей); - планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); - конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.5. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; -одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; - учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; -ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 5.6. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно-образовательного процесса: - посещение семей; - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - консультации; - семинары-практикумы; - конференции для родителей; - дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - устные журналы; - круглые столы; - деловые игры; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; - дни самоуправления; - конкурсная деятельность; - викторины; - мастер-классы; - деловые игры; - креативные игры, мозговой штурм, решение педагогических ситуаций; - КВН; - проектная деятельность 5.7. Основной формой взаимодействия с родителями (законными представителями) являются родительские собрания. 5.8. Организация методической работы с педагогами: - семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.9. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: - методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); - методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5.10. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.10.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательнообразовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей. Внутреннее взаимодействие организуется как в форме индивидуального взаимодействия, так и в формате общих (групповых) родительских собраний, а также в форме совета родителей, которые имеют правовую силу на основании Положений об общем родительском собрании и совете родителей. Условия внутреннего взаимодействия: - создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; - переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.10.2. Внешнее взаимодействие – взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: МАОУ СОШ № 3, домом культуры, и т.д. 5.11. Особая роль при любой форме организации при взаимодействии с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию родителей и педагогов. 5.12. Координацией и планирование взаимодействия с родителями осуществляет заведующий ДОУ. 5.13. Работа по организации взаимодействия с семьями воспитанников определяется ежегодным планом работы ДОУ с родителями и является частью годового плана. 6. Компетенция и права 6.1. Участниками взаимодействия являются родители (законные представители), воспитанники, педагогические работники ДОУ. 6.2. Права, социальные гарантии и обязанности каждого участника взаимодействия определяются законодательством РФ, данным положением, должностными обязанностями. 6.3. ДОУ обязано: - информировать родителей (законных представителей0, всех заинтересованных лиц и общественность, вовлеченных в образовательную деятельность, относительно целей ДОУ, общих для всего пространства РФ, а также ООП ДОУ; - обеспечить открытость дошкольного образования; - создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; - поддерживать родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей, охране укрепления их здоровья; - обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию ООП ДОУ, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией. 6.4. Родители во время посещения совместных мероприятий обязаны: - посещать мероприятие в количестве не более 2-х родителей (законных представителей) членов семьи, в целях обеспечения безопасности (Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2013г. «О противопожарном режиме»); - не нарушать порядок (приходить к назначенному времени, не пользоваться мобильными телефонами и др. средствами связи); - не входить в место проведения совместных мероприятий в верхней одежде; - соблюдать чистоту , иметь сменную обувь (бахилы); не перемещаться по помещению, в котором проходит мероприятие, не отвлекать детей во время проведения мероприятия; - не привлекать к фото-видео-съемке посторонних лиц без согласования с администрацией ДОУ; - фото и видео-материал не публиковать в сети Интернет, СМИ без согласования с администрацией; - соблюдать правила внутреннего распорядка ДОУ, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; - уважать честь и достоинство воспитанников и работников ДОУ. - соблюдать условия договора об образовании; - вносить плату за присмотр и уход за детьми не позднее 10 числа каждого месяца. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 6.5. Родители (законные представители) на основании си. 7 Закона РФ «Об образовании» имеют право: - заблаговременно узнавать о месте и времени проведения совместного мероприятия; -знакомится с планом и содержанием совместного мероприятия; - получить консультацию по интересующим вопросам; - при возникновении разногласий по вопросам реализации права на образование, имеют право обратиться в Комиссию по урегулировании споров между участниками образовательных отношений. Кроме этого, родители имеют право: - дать ребенку дошкольное образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; защищать права и законные интересы воспитанников; получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведённых обследований воспитанников; принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой Уставом ДОУ; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей; воспользоваться услугами логопедического пункта в целях выявления и устранения дефектов речи детей; вносить безвозмездные пожертвования и целевые взносы на содержание и развитие ДОУ; на получение в установленном Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, порядке компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми; согласовывать локальные акты ДОУ, затрагивающие интересы воспитанников ДОУ 7. Контроль 8.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в ДОУ возложена на руководителя учреждения. 8.2. В качестве общественной организации выступает совет родителей – представительный орган родительской общественности. Совет родителей призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 7. Документация - планы работы с родителями ДОУ воспитателя группы на учебный год; - протоколы общих родительских собраний ДОУ, заседаний совета родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (протоколы хранятся в кабинете заведующего); - протоколы общих родительских собраний в группах ДОУ хранятся в группах ДОУ, в материалах воспитателей групп; - конспекты мероприятий; - результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)